Святые источники в Пискалах

Источник в честь иконы Божией Матери «Казанская»,
источник во имя великомученика Димитрия Солунского

Сергей Давыдов 14 мая 2010 года
Фото автора

Святой источник в честь иконы Божией Матери «Казанская» Святой источник во имя великомученика Димитрия Солунского

Пискалинские святые источники

Рассказ о Пискалинском источнике непременно нужно начать с рассказа о Викторе Николаевиче Маркидонове. Уроженец Липецкой области. Проживает в Пискалах с 1972 года. Вырос в верующей семье. Помнит, как вместе с мамой бывал в церкви, маленьким посещал святой источник в родных местах. Виктор Николаевич из тех верующих, трудами которых стоят сельские приходы. Казалось бы, ну как тут существовать приходскому хозяйству, когда на приходе всего несколько бабушек? Нужно и новое строительство вести, и старые постройки ремонтировать, и то, и другое… Благодетели (спонсоры по-новому) как правило, не в состоянии оплатить постоянные работы. Разве хватит человеческих сил на все это?

Но Господь не оставляет труждающихся и посылает таких людей, как Виктор Николаевич. Он помогал многим приходам и у нас, и в других областях России. «Золотые руки у Виктора», — считает настоятель Пискалинского прихода отец Александр Захурдаев. А такие руки праздности не знают.

Село Пискалы образовалось в 30-х годах XVIII века. Когда-то в нем было два больших храма — в честь святителя Николая Чудотворца и великомученика Дмитрия Солунского. Да и само село было куда больше нынешнего. Достаточно сказать, что имелось здесь два дегтярных завода, по речке Пискалке, на берегах которой село стояло, ходили баржи, а вокруг шумели леса. С того времени много воды утекло. Леса повырубили, отчего изменился климат местности. Он стал более суровым. Лишенные растительности берега рек и мелких речушек осыпались, сами речки заболачивались, а то и вовсе высыхали. Исчезла и Пискалка, занесенная песком. Сегодня на месте ее русла в селе сделан большой пруд.

Возможно, тогда и образовались в Пискалах источники. Река пересохла, но родники, ее наполнявшие, продолжали бить. В исторических архивах имеются упоминания об источниках, освященных в честь великомученика Дмитрия Солунского и Казанской иконы Божьей Матери. Подробных официальных сведений о них не сохранилось. После революции они разделили судьбу православных храмов и были запущены. Но местные жители всегда помнили, что за ручейки текут у них в овраге, и рассказывали об этом молодежи. Память о святых источниках хранила народная молва. Пискалинские храмы закрыли. Они использовались советской властью для своих нужд. Вера Николаевна Маркидонова, супруга Виктора Николаевича, уроженка этих мест. Она помнит то время, когда ходила в школу, находившуюся в бывшем храме.

Виктор Николаевич Маркидонов

Виктор Николаевич Маркидонов

Новая история Пискалинского прихода и его святых источников началась не так давно. Сельские верующие и сам Виктор Маркидонов не раз обращались к благочинному с просьбой об организации прихода на селе. Здания для совершения богослужений не было. Виктор Николаевич предложил перестроить свою старую избу под молельный дом. На том и порешили. Тогда же его и благословили поддерживать порядок в молельном домике и на источнике. Такое вот послушание.

Святой источник находится недалеко, метрах в трехстах от дома Маркидоновых. Асфальт туда не проложен, однако грунтовая дорога ухоженна. Ямки засыпаны щебнем, выровнены. С удивлением узнаю, что все эти подъездные благоустройства тоже дело рук Виктора Николаевича. «Где с пенсии, где как — появляется лишняя копейка, привожу щебень, — рассказывает он. — И за бульдозер, и за любую другую технику платить нужно, поэтому я просто беру лопату и ровняю». «И что, — спрашиваю, — неужели никто не помогает?» «Почему не помогает? Председатель совхоза … помогал в обустройстве источника. Когда бетонировали площадку, железа дал, спасибо ему большое. Там ведь столько бетона уложено! А так, чтобы кто пришел и помог руками, этого нет, к сожалению. Рабочих нанимать не на что, так сам и вожусь. Да еще Веру Николаевну привлекаю, с ней вместе и расчищали площадку».

Признаюсь, что, подойдя к источнику, я свой вопрос о помощи повторил. Не верилось, что все увиденное по силам сделать одному человеку. Начинаешь убеждаться воочию, что Божья помощь и благословение невозможное делают возможным. Сам источник расположен в овражке глубиной метров шесть. Овраг этот когда-то был руслом Пискалки. На склоне его высажены молодые сосенки в защитных загородках. Видно аккуратный плетень, опоясывающий источник по периметру, не самое надежной препятствие для местной скотины.

Место для отдыха

Место для отдыха

У калитки врыт деревянный столик с резной скамейкой. По необычной дорожке спускаемся вниз. Спуск этот Виктор Николаевич сделал из пеньков. Зарытые срезами вверх они служат оригинальными ступенями. А чтобы «ступени» не сгнили, он пропитал их отработанным машинным маслом. Внизу, прямо под склоном оврага, просторная бетонированная площадка, за которой начинается заболоченная низина. По краям площадки бортики из бутового камня, в центре колодец. Роднички вытекают прямо из склона, вода скапливается в отстойниках и стекает по двум желобкам. В бетонное основание одного стока уложен крест, и вода течет прямо по нему. Над одним желобом Казанская икона Божьей Матери, над другим икона великомученика Дмитрия Солунского. Чуть поодаль небольшой домик для обливания, около которого под большим деревом еще один столик со скамейками. На источнике очень красиво, душой успокаиваешься. А летом, когда склоны оврага покрываются мятой, в воздухе стоит удивительное благоухание!

Святой источник во имя великомученика Дмитрия Солунского

Святой источник во имя великомученика Дмитрия Солунского

Виктор Николаевич открыл мне один из колодцев. В метровом бетонном кольце под слоем воды отчетливо просматривалось песчаное дно, и три постоянно бьющих «вулканчика» поднимали вверх песок и ил. Это ключи. Они выходят прямо из склона оврага, причем могут менять свое место. В этом году находятся здесь, а в другом могут сместиться. Такая особенность вместе с песчаным грунтом приводит к тому, что склон «плывет». Ежегодно он смещается, наезжает на обустроенную площадку источника. Вода находит щели, рвет бетон основания, в бутовой ограде появляются трещины. Родники «гуляют». Отец Александр консультировался с геодезистами на предмет укрепления склона оврага. Оказалось, что при таком грунте достаточно одной неудачно вырытой ямы, и источник может пересохнуть навсегда. Вот и приходится Виктору Маркидонову ежегодно поправлять сместившиеся от движения грунта колодцы, заделывать появляющиеся трещины в ограде и на бетонной площадке. Одному. Помощников за три года работы на источнике так и не нашлось. Много людей вокруг, но нет человека.

Думаю, что многие на его месте уже оставили бы это хлопотное занятие. Ведь работе конца не видно! Летом постоянно исправляй то, что за зиму порушила вода, следи за состоянием дороги, делай подъезды. Зимой нужно сбивать наледь, чистить ледяные отстойники от заиливания. Родники же не перекроешь, как кран, они бьют постоянно, и если три дня не почистить емкости, ила нанесет до самого верха. Виктор Николаевич рук не опускает. Во-первых, конечно же, благословение. Дали послушание — нужно выполнять.

Паломники

Паломники

А вторую причину я видел своими глазами. За то короткое время, что мы с Виктором Николаевичем пробыли на источнике, к нему подъехало несколько автомобилей. В середине обычного буднего дня люди ехали к святому источнику. Набирали водичку, обливались. Одна семья привезла мальчика в инвалидной коляске. Приехали на источник впервые, но так понравилось, что собираются теперь ездить постоянно. Возможно, до них уже дошел слух, что Пискалинский святой источник помогает тем, кто страдает от болезней ног и головы. Случаи, когда людям становилось легче после посещения святого источника, специально не фиксировались. Может быть, этим еще кто-нибудь займется. Но случаев таких много. Вера Маркидонова помнит некоторые. Ведь люди возвращаются, благодарят. Такое всегда приятно, значит приходят сюда люди с верой и помогает им Господь.

А еще, как и в старые времена, на источник начинают приходить крестные ходы. Из Самары, Старой Бинарадки, Ташлы приходят православные, служатся молебны, звучат молитвы. А это значит, что живет святой источник особой, духовной жизнью. Не просто приезжают праздные люди по традиции чистой водички набрать, а «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Ведь не своими свойствами и минеральными составами лечит вода святых источников, а благодатью Духа Святого. И значит, пока будут здесь молиться, не оставит Господь всех приходящих на источник с верой и надеждой на исцеление.

Вот потому и не бросает Виктор Николаевич начатое дело. Потому и тянет почти в одиночку такой «воз», какой другому и с места-то сдвинуть не под силу. И не случайно Пискалинский источник особенный, не бывает случайностей в таких местах. Ведь здесь не обустроишь все раз и навсегда, каждый год чуть ли не сначала начинай — склоны движутся, родники гуляют, — а известно, порой восстанавливать хуже, чем заново строить. Все как с душой человека. Святое место, чистый родник, а не почистишь, не приложишь труда — и заилится, занесет песком и мутью, воцарится в ней мерзость и запустение.

Источик: «Православная нива» №5 май 2010 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *